Теория работы поисковых систем

О чём эта статья: предсказуемость новых алгоритмов ранжирования и работа на опережение конкурентов в продвижении сайтов при глубоком аналитическом подходе к вопросу о принципах работы поисковых систем.

Однажды я задался вопросом: «Если бы я создавал поисковую систему, как бы я ранжировал сайты в моём поисковике?». Изначально я подумал, что ранжирование будет строиться на весе ссылочной массы и контента сайта, но потом я понял, что имеет значение не моё мнение, а мнение людей, которые будут пользоваться моим поисковиком.
Решение данного вопроса меня очень увлекло, когда я осознал, что логика работы моего поисковика была бы основана на социальной психологии.
Каждый из нас уже использует систему ранжирования, но не для сайтов, а для людей, брендов, событий и прочих знаний.
В социальной психологии существует такое понятие как когнитивная лень (лень анализировать привычные вещи и события). На нашей с вами когнитивной лени построен весь маркетинг: как выбор товара в магазине, так и выбор очередного президента страны.
Приняв за систему координат социальную психологию, я подготовил следующие тезисы, которые, описали бы логику работы моего поисковика:

Поисковая система – это мой мозг.

С 2009 года поисковая система Яндекс начала использовать самообучающуюся систему Матрикснет для ранжирования сайтов в поисковой выдаче. Данная система аналог человеческого мозга со всеми вытекающими последствиями.
Попытки анализа поисковой системы с целью её обмана для продвижения сайта – это процесс, который теряет свою актуальность по мере улучшения работы данной системы. SEO настоящего и будущего – это анализ потенциала развития поисковых систем, который становится весьма прост, если понимать к чему стремятся поисковики.

Психология или зачем изобретать велосипед?

Так как поисковики стремятся развить свои аналитические мощности до уровня мозга человека и даже выше, подстроиться под них можно таким же образом, как хорошие психологи манипулируют нашим сознанием. Многие люди считают, что они не подвластны различным психологическим манипуляциям, именно ими легче всего управлять.
Но перейдём уже к практике и построим ряд аналогий восприятия поисковой системы и человеческого мозга, используя группу условий:

  • Поисковая система – это умный владелец супермаркета, который стремится предоставить покупателям только самые лучшие товары по самым низким ценам, чтобы сохранить старых клиентов и привлечь новых.
  • Поисковая выдача – это полки в супермаркете, где на лучших местах будут не залежавшиеся, а лучшие товары.
  • Поисковый запрос – это посетитель супермаркета и, чаще всего, постоянный.
  • Сайт – это торговая марка
  • Страница сайта – это товар
  • Дата публикации страницы – это дата изготовления товара

Какой товар купит посетитель супермаркета?

Главным критерием для владельца супермаркета является спрос: частота продаж товара.
На выбор покупателя влияют следующие параметры, в порядке убывания приоритета:

  • На сколько часто покупатель слышал и видел торговую марку?
  • Пользовался ли он именно этим товаром этой торговой марки ранее?
  • Если не пользовался именно этим товаром, то пользовался ли покупатель другими товарами рассматриваемой торговой марки?
  • Наблюдал ли покупатель повышенный спрос товара?
  • На сколько презентабелен внешний вид товара?
  • Повреждён ли товар?
  • Сколько стоит товар?
  • Не просрочен ли товар?

Какой сайт окажется в ТОПе поисковой выдачи?

Главным критерием для поисковика является спрос: частота переходов на сайт без отказов.
По аналогии с супермаркетом, поисковая система генерирует выдачу основываясь на следующие критерии в порядке убывания их значимости:

  • На сколько много на других сайтах было обнаружено упоминаний или ссылок на этот сайт?
  • Посещал ли человек данный раздел или страницу сайта?
  • Если не посещал данный раздел или страницу, то посещал ли человек другие разделы сайта?
  • На сколько высок CTR сайта?
  • На сколько презентабелен и удобен сайт?
  • Есть ли на сайте битые ссылки и прочие ошибки?
  • Сколько времени загружается сайт?
  • Не устарела ли информация на странице сайта?

Как продвинуть сайт?

Из описанных выше моментов принятия решения при выборе товара становится понятно, что покупатель заберёт домой товар, который соответствует или близок к соответствию всем критериям. Продвижение сайта ничем не отличается, и, если вы услышите, что ссылки важнее поведенческих факторов, а скоростью загрузки страницы можно пренебречь – знайте, что это ошибочное мнение.
Первое, чем нужно заняться при продвижении – это качество сайта. Перед тем как наращивать ссылочную массу стоит создать хороший продукт, потому что первое впечатление самое важное, и, если вы однажды купите товар, который вам не понравится, второй раз вы его решитесь купить очень нескоро, если вообще решитесь. Так же и поисковики способны забанить или пессимизировать ваш сайт на долгие месяцы, а то и годы.
Если же вы создадите качественный сайт, который будет пользоваться спросом, вам будут прощаться ошибки в коде, дизайне или рекламе.

Супермаркет будущего.

Что бы мы хотели видеть в супермаркете будущего? Что же должно появиться в поисковых системах? Включим воображение!
Вы приходите в магазин, а там для вас уже стоит корзинка со всеми продуктами, которые вы хотели купить! Вот и всё!
Как это будет реализовано поисковыми системами пока не известно, но это и не важно. Важно соответствовать таким результатам до ввода очередного алгоритма ранжирования.
Супермаркет будущего на просторах интернета начинает реализовываться уже сейчас – это система быстрых ответов на запрос, прямо в выдаче поисковика, и автоматические переходы на сайты, при витальных голосовых запросах (окей Гугл). Так что, если брать пример с других и отслеживать изменения в поисковых алгоритмах, не пытаясь заглядывать за горизонт событий, вы постоянно будете оказываться аутсайдерами в выдаче поисковых систем.